В следующем году единый госэкзамен школьники всей страны будут сдавать уже в третий раз. Одновременно ЕГЭ отметит юбилей — десять лет с начала первого экспериментального экзамена, который вылился в самую масштабную реформу отечественного образования за последние сто лет. Как пишет «Коммерсантъ», в общественном сознании идея ЕГЭ прочно связана с фигурой министра образования и науки Андрея Фурсенко, однако ее автором на самом деле является Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. По его замыслу ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов. Практически сразу идея подверглась жесткой критике. Учителя и директора школ главным недостатком экзамена назвали его тестовый характер, который якобы отучает мыслить самостоятельно. Но главным противником ЕГЭ стал ректор МГУ Виктор Садовничий, который называл госэкзамен «кузницей посредственностей». Его точку зрения разделяли практически все ректоры крупных вузов, которых реформа фактически отстраняла от процесса набора абитуриентов. Противостояние с ректорами фактически закончилось в 2004 году для Филиппова отставкой, одновременно был расформирован Минобраз. На его базе появилось Министерство образования и науки во главе с Андреем Фурсенко, который поначалу относился к ЕГЭ скептически, но как только стало известо, что новая форма экзамена нравится Путину, сразу полюбил ЕГЭ. Ректорскому сообществу все же удалось выторговать послабления: вузы согласились на ЕГЭ, но поступить в высшую школу стало возможно и без госэкзамена — с помощью многочисленных олимпиад. Но критика ЕГЭ продолжается до сих пор. Много вопросов вызывает тот факт, что минимальный балл по предмету устанавливается Рособрнадзором только после проверки результатов экзаменов. Другая проблема заключается в самой процедуре подсчета баллов. Например, в 2009 году всего одна ошибка на экзамене по математике снимала десять баллов из ста. Не удалось изжить, как мечтали создатели ЕГЭ, и коррупцию. После приемной кампании 2009 года ведомство пошло навстречу ректорам и ограничило до пяти число вузов, в которые абитуриенты могут подавать заявления по результатам ЕГЭ. Одновременно чиновники облегчили жизнь школьникам, многие из которых не успевали предоставить подлинник свидетельства ЕГЭ — теперь выпускник имеет право послать только результат ЕГЭ, а проверять его вузы должны сами. Некоторые изменения следующего года можно предсказать уже сейчас. В 2010 году в вузы поступили более 23 тыс. призеров и победителей школьных олимпиад — цифра, которая не может не тревожить Минобрнауки. Скорее всего, какие-то значительные изменения произойдут в этой сфере — например, сократится количество олимпиад или вузов, куда победители смогут поступить. История введения ЕГЭ показывает, что Минобрнауки не считает единый госэкзамен догмой и готово изменять его каждый год — но полностью отменять его не собирается ни ведомство, ни руководство страны.
Çыпăçтарнисем: |